Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Шинельчек

Николай Гоголь «Шинель» в театре Современник, режиссёр Валерий Фокин, 2004

В.Фокин в «Шинели» предлагает взглянуть на традиционного героя русской литературы и театра, на маленького человека, не с традиционной точки обзора, используемой традиционным психологическим театром, а через специальную «оптику», через «театральный мелкоскоп», который приближает к зрителю наблюдаемый объект и одновременно замедляет его движение, позволяя тем самым пристально его рассмотреть. В мелкоскопной оптике маленький человек превращается даже не в малюсенького человечка, а в … крохотную «улиточку», в «червячка», в шинельчека, обитающего в раковинке-шинели-норке-домике. В фокинской «оптике» можно увидеть, что шинельчек совсем крохотен и абсолютно беспомощен, как червячок на асфальте. Фокинская оптика беспощадна, как беспощаден скальпель хирурга, рассекающий куски ткани, чтобы добраться до главного – до больного органа, режиссёр-исследователь настолько «уменьшает» маленького человечка, что в этом малюсеньком существе даже исчезают половые признаки – кто это? Мужчина? Женщина? Исчезло несущественное – пол, но выпукло увеличилось главное – малость, крохотность. Это – червячок, шинельчек, но – ЧЕЛОВЕК! Маленький человечек.
Вслед за другим харизматичным русским героем - И.И.Обломовым, фокинский Башмачкин мог бы воскликнуть, если бы мог говорить, а не бормотать: «Я – в Домике!» Лишившись своего домика этот шинельчек, как улиточка без ракушечки, как червячок без норки – очень быстро засыхает, задыхается, умирает. Фамилия гоголевского персонажа становится говорящей (Николай Васильевич любил этот приём) – шинельчек «раздавлен», как червячок башмачком на асфальте – походя-шутя сняли-отняли скорлупку-домик у червяка, и никто внимание на эту малость не обратил – кто заметит раздавленного червяка на тротуаре у супермаркета?
Шинель
Tags: Гоголь, Современник, Фокин, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment