Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Любовные лодки разбились о жизнь

Александр Островский «Бесприданница» в театре Маяковского, режиссёр Лев Эренбург, 2014


Действие происходит на берегу Волги: плещется вода, кружатся сплавляемые берёзовые хлысты. Здесь же, на берегу-сцене почти всегда валяется одна или несколько разбитых лодок, такая же лодка и на афише, это, пожалуй, ключевой символ спектакля, обозначающий его тему и месседж - разбившаяся любовная лодка, любовь несчастная, любовь-катастрофа. Здесь влюблены все, не только Лариса, причём влюблены роковым образом, страстно, сильно и несчастливо. Паратов, Кнуров, Вожеватов, Карандышев в Ларису. Даже была любовь и у Хариты Игнатьевны, когда-то, к Кнурову.
Паратов отказывается от Ларисы только для того, чтоб её спасти, в прологе спектакля Сергей Сергеевича пытают раскалённым утюгом двое мафиози и требуют вернуть долги: «Не отдашь долг - то же самое сделаем с Ларисой Дмитриевной!» Чего не сделаешь для любимой женщины? - Даже женишься на другой, чтоб спасти любимую.
Вожеватов, проиграв Кнурову Ларису в очко, сжигает только что купленную «Ласточку», ибо без Ларисы Дмитриевны корабль ему не нужен, и запивает горькую, сначала рюмками, потом графинчиками, к концу спектакля находясь уже всегда в полубессознательном состоянии.
Пожалуй самая трагическая фигура этой любовной многофигурной драмы - Кнуров. Человек он ещё не старый, выглядит молодцевато, но - возраст!, здоровье подорвано, и когда он погружается в любовь, любовные переживания, то шаткое здоровье его не выдерживает экстремальных любовных перегрузок. Катастрофой для него станет сцена объяснения с Ларисой, он предлагает ей всё, всё, что у него есть: себя, своё состояние, брак и два билета в Париж, и, увидев, в её глазах отказ, падает духом и тут настигает его сердечный приступ, он пытается вытащить из нагрудного кармана какие-то сердечные порошки и принять их, но они рассыпаются по его пиджаку. Лариса бумажкой собирает лекарственный порошок с одежды на парижский билет (он ведь уже не понадобится), и ссыпает ему в рот, Кнуров оживает, но это уже разбившийся, разрушенный любовью человек.


Влюблён, и тоже несчастливо, Робинзон. Оказывается, у Наташи романчик с Протопоповым у Робинзона роман с Паратовым. Мы видим лишь драматическое завершение этого романа.
Несчастлив, весь отдавшийся своей любви к Ларисе, симпатичный, но неуклюжий и нелепый Карандышев, кстати, романс «Колокольчики мои, цветики степные …» он поёт лучше Ларисы, душевнее и красивее. И Ларису он намеренно не застреливает, всё происходит случайно, Лариса погибает примерно так же, как Ленский в стычке с Онегиным в спектакле К.Серебренникова Д.Чернякова.
В финале из-под одной из разбитых лодок вылезает потрепанная женщина, разбуженная выстрелом, и со словами «Меня кто бы кто-то тоже пристрелил!», бредёт топиться в Волгу, оказывается, это тоже жертва любовной катастрофы. А потом эта «Катерина» (её играет та же актриса, что и Хариту Игнатьевну), услышав музыку, начинает отчаянно плясать, что-то вроде цыганочки, дробью выплясывая своё отчаяние и боль.
Tags: Маяковка, Островский, Эренбург, лики любви, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…