Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Идеальное и человеческое

К.В.Глюк «Исправившийся пьяница. Китаянки» в МАМТе, режиссёры-постановщики Анатолий Ледуховский и Георгий Исаакян, 2014


Две оперы Глюка объединены в диптих при помощи декорации художника-постановщика Сергея Бархина. На заднике сцены ярко нарисованы совершенные геометрические тела из платоновского идеального мира – тетраэдр, шар и куб. Перед сценой, перед разноцветными платоновскими телами идеальной формы, на одном уровне и рядом со зрителями располагается небольшой музыкальный ансамбль – творцы идеального (музыки).

В этом идеальном пространстве-мире обитают неидеальные существа – люди. Образ неидеального человека в спектакле также создан С.Бархиным. Бочкообразное тело, гипертрофированные (накладные) руки и нос, огромные башмаки.

«Об чём думает такой человечище? Об выпить хорошую стопку водки, об хорошо закусить, об дать кому-нибудь по морде и я думаю вы сами знаете об чём ещё». Режиссёр «Исправившегося пьяницы» А.Ледуховский подчёркивает разницу между идеальным (музыкой Глюка) и человеческим тем, что в этой барочной опере, исполняемой на французском языке, речитативы гиперчеловеческие человечки (иногда уже пьяненькие) проговаривают на русском языке и в микрофон. Идеальное и человеческое предстает перед зрителем и визуально и вербально. Но некоторое движение к идеальному в сюжете первой комической оперы всё же присутствует: успешная интрига против пьяницы Матюрена приводит к тому, что тот обещает исправиться, и больше не пить. Непьющий человек – почти совершенен, с человеческой, не с идеальной точки наблюдения.
Между двумя операми исполняется явно не глюковская увертюра, на не музыкальных, на «человеческих» инструментах – на бутылках, и опять идеальное и человеческое встречаются.
Во второй части диптиха, в «Китаянках» человеческое уже почти поглощено, растворено в идеальном. Три китаянки и один китаянец – жёлтые гладкие человечки совершенных форм, без всяких изъянов в одеждах, телах и причёсках, ведут диспут о том, какая форма искусства совершенней, при этом изящно двигаются, в некоторых сценах выстраиваются в композицию, напоминающую «Танец» Матисса – пляшущие жёлтые фигурки на синем фоне. Человек, погружаясь в искусство, становится идеальным, ибо искусство - это обитель красоты и совершенства.
Tags: Исаакян, Ледуховский, МАМТ, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment