Арнольд Уэскер «Кухня» в Театральном институте им.Б.Щукина, режиссёр Кирилл Пирогов, 2014
Арнольд Уэскер «Кухня» в Театре Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2014
Автор пьесы, А.Уэскер - из поколения английских «сердитых молодых людей» 50-60-х годов прошлого века. Персонажи его пьесы, и, соответственно, герои этих кухонных спектаклей сердиты на жизнь, точнее, на работу, а работают они все на кухне ресторана. Эти молодые люди, повара, подсобные рабочие, официантки - не бунтари, они - наёмные работники на предприятии, они работают с утра до вечера, собственно, каждый из спектаклей представляет собой один рабочий день ресторанной кухни.
Спектакль А.Гончарова был построен этюдным методом - повара беспрерывно рубили невидимую капусту, морковку, резали настоящими ножами невидимые мясо и рыбу, варили и жарили в настоящих кастрюлях и сковородах невидимые блюда, это и понятно - играли в спектакле, в основном, студенты его гитисовского курса, лишь управляющего и владельца ресторана играли профессиональные актёры из Маяковки. У Гончарова в спектакле превалировала социальная тема, мотив эксплуатации человека в капиталистическом обществе - «Мы тут работаем с раннего утра до позднего вечера, а он(и) … !»
У щукинцев весьма выразительно передан бешеный ритм кухонного (а, по сути, и любого другого) производства, утром, в самом начале рабочего дня, когда ещё нет потока заказов, под музыку из принесённого кем-то отремонтированного магнитофона поварята с официантками экспромтом начинают танцевать буги-вуги, потом, в середине дня, когда темп заказов станет бешеным, движения поваров и официанток превратятся просто-напросто в сумасшедший рок-н-ролл, в пантомиму-танец, и как апофеоз - полетят по воздуху тарелки из одного угла в другой, такая бешеная перепасовка, дополнение к танцу. Замечательный театральный образ того, как люди «работу работают».

К.Райкин, воспроизводя на сцене Сатирикона реальную кухню топ-ресторана с её никелированными кастрюлями, разделочными столами, шкафами, холодильниками, сковородками, плитами, вытяжками - один в один, тем не менее, ставит не просто производственный спектакль, он задаётся метафизическим вопросом - а зачем работать?

Может лучше, чтоб завтра ты пришёл на работу в этот ресторан (офис, завод, фабрику), а на том месте ничего и не было бы? Метафизический вопрос озвучивает владелец ресторана, крича в финале «сердитым» поварам: «Ну что Вам ещё нужно? Я даю вам работу, плачу вам деньги, на них вы едите, одеваетесь, живете. Что вам ещё нужно?!» Нет ответа. Бизнесмен кидается к залу: «Что … вам ещё нужно?» Зал тоже молчит. Но все понимают, что человек такое существо, что кроме работы нужно что-то ещё. Что-то ещё.