Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Любовь нечаянно нагрянет…»

Н.Римский-Корсаков «Золотой петушок» в Большом театре, режиссёр Кирилл Серебренников, 2011


Действие I. Номенклатурная жизнь
Открывается занавес, звучит увертюра, сквозь утренний полумрак можно различить парадный торжественный зал, с лепниной, с росписями на стенах и потолке. По залу шныряют лазерные прицелы снайперов из службы безопасности. Появляется обслуживающий персонал, убирается, чистит, протирает, снимает чехлы с мебели.
Вот всё готово, блестит золото на лепнине, на дверях, на государственном гербе - двуглавом петушке, украшенном царской короной. Появляются сотрудники ЦСО (Царской службы охраны), проверяют помещение своими зоркими глазами, двое цсоошных проводников с овчарками свирепого вида проверяют зал. Вот и депутаты с чиновниками высшего ранга пришли на работу, на заседание. Распахиваются парадные двери и входит Он, номенклатурная единица №1, царь Додон. Заседание Думы, обсуждение вопросов строительства армии, стратегии будущей войны, награждение - вручение медали, кубка, ордена, грамоты дряхлому старичку Звездочёту за выдающее изобретение государственной важности в области нано-интеллектуальных технологий - Золотого петушка. Но главная награда изобретателю не вручена, она лишь обещана.

Рутина: заседания, заседания, в паузах прерываемые плясками армейского ансамбля песни и танцев. Но царю не весело. Личная жизнь его сводится к дремоте на бархатных подушках, вышитых золотом. Придворные дамы, в том числе зрелая фигуристая В.И.Матвиенко ключница Амелфа, крутящиеся вокруг отдыхающего царя пытаются, скинув какую-либо часть своего туалета, соблазнить №1, но тот лишь брезгливо отворачивается. Это не Жизнь, это - номенклатурное существование.

Действие II. Война. Любовь
Война показана самой страшной своей стороной. Тёмное сумрачное помещение, бывшее когда-то красивым залом, сейчас обуглено, на чёрных стенах можно различить следы былых украшений, заставлено грузами-200. Здесь работает похоронная команда, раскладывая в гробы пакеты с останками погибших. Два груза-200, накрытых государственными флагами - это сыновья Додона. Горестный плач-ария отца.
И тут происходит чудо - появляется она, Шемаханская царица, сначала мы её лишь слышим, различая в темноте движение чёрного на чёрном, она в чёрном одеянии, похожем на хиджаб, закрывающем её целиком, включая лицо.
Звуки её голоса божественны. Предполагаю, что Додон начал влюбляться ещё когда её только слышал, в ариях Шемаханки есть что-то инфернальное, тревожно чарующее. А уж когда она скинула свой хиджаб и оказалась в алом платье, а потом и в розовом - деваться Додону было некуда, участь его была решена - он влюбился.
Часто Шамаханскую царицу изображают фантастическим существом - типа бабочки птицы (Мариинский театр, реж. Э.Ичикава), или в виде гусеницы длиной несколько десятков метров (МАМТ, реж. А.Титель). Здесь она - красавица чарующей красоты.

Поразительная и необъяснимая вещь: любовное наваждение случается с Додоном над гробами с останками его сыновей, влюбившись, он про убитых детей своих просто забывает.

Действие III. Смерть на взлёте
Возвращение царственной влюблённой пары на родину. Соответствующая номенклатурному рангу встреча - парад военной техники, шемаханского спецназа и додонских физкультурников-пионеров. Невозможно не заметить какими влюблёнными глазами смотрит Додон на Неё, на свою избранницу. Трибуну для самых главных персон мы видим с изнанки, VIP-персоны стоят к зрителям спиной, и потому мы замечаем трогательную деталь - он кладёт свою ладонь на одно из самых притягательных её мест, она своею рукой её откидывает - «Ты что! С ума сошёл? Кругом же люди!» А ведь он действительно, сошёл с ума от любви.
В неожиданно возникшей конфликтной ситуации - на требование отдать свою любимую, Додон ведёт себя как настоящий мужчина, отвечает отказом, и даже предлагает откупную - полцарства, а это немало. И - погибает, погибает в момент своего взлёта от номенклатурного существования к счастливой жизни. Что это было? У Додона - любовь, любовь искренняя, сильнейшая. Со стороны шемаханского царства - уникальная спецоперация по устранению правителя опасной соседней державы, которая могла бы аннексировать у шемаханцев какой-либо полуостров или остров. Звездочёт, являющийся, видимо, резидентом шемаханской разведки, переодевшись в «штатскую» одежду, и резко помолодев, что-то объясняет зрителям про сказку и намёк в ней, но главное понятно без пояснений и намёков - сильна как смерть любовь!
Tags: Большой, Римский-Корсаков, Серебренников, лики любви, опера, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment