Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Ужасный и прекрасный

Михаил Булгаков «Записки покойника» в СТИ, режиссёр Сергей Женовач, 2014


Роман
Спектакль начинается в фойе, зрители ещё не спеша прогуливаются, грызут традиционные зелёные СТИшные яблоки, а тут, расталкивая их, бежит человек, за ним гонятся люди с винтовками, прицеливаются, стреляют. Удалось убежать. Поднимаемся в зал, и видим послевоенное убежище спасшегося главного героя, Максудова. Уютная квартира, где, казалось бы, можно найти покой – массивный письменный стол, располагающий к размышлениям, балкон, кровать, на стенах фотографии, картина.

Но тихий дом этот окажется уязвимым, проницаемым. Сначала для людей из его опалённого гражданской войной прошлого. Проникать они будут через балкон, сквозь фотографии, будут вылезать из ящиков стола. Чтобы хоть как-то изжить из себя эти сны наяву, он станет писать роман.

Театр
Роман приведёт несостоявшегося покойника в театр, и начнётся его театральный роман. И мир его окажется ещё более уязвимым и проницаемым. Театр, люди театра полезут из всех щелей, из всех фотографий, из-под кровати, с балкона и из окон, и стена исчезнет, и там тоже окажется театр, сцена. Проницаемая декорация А.Боровского по значимости своего участия в спектакле сродни занавесу его отца Давида Боровского в «Гамлете» в Театре на Таганке, художника этого спектакля я бы назвал художником-постановщиком.
Вся жизнь Максудова заполнится театром. И тут выяснятся две вещи, одна ужасная, другая прекрасная. Театр – это много-много людей, артисты, режиссёры, многоголовые секретар(и), основатели театра, и они видят роман-пьесу автора совсем по иному, ну совсем по иному. Например, вместо сестры двадцати лет, театр (в силу разных причин :-) видит маменьку преклонного возраста. И когда автору показывают очередного артиста, кто будет играть в его пьесе-романе, он кроме ужаса ничего не испытывает, ведь это совсем, ну совсем не то, не тот человек из его прошлого, которое для него так же реально, как и настоящее. А уж когда дело дойдёт до репетиций, то автор кроме ужаса испытает ещё и муки мученические: невыносимо, невозможно долго идут репетиции, да и идут они всё время не туда, или, по мнению автора, топчутся на месте. Репетиции проводит К.С.Станиславский Иван Васильевич, один из худруков-директоров театра, сидя за режиссёрским столиком в зрительном зале. Репетиции «Чёрного снега» Максудова – это феноменальная кульминация спектакля. Те, кто видел спектакль несколько раз, рассказывают, что репетиции всегда разные. Это значит, что репетиции в «Записках покойника» не поставлены, они каждый раз импровизируются по ходу спектакля, они - настоящие. Репетиции ведёт С.Качанов, кстати, выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа, сокурсник режиссёра-постановщика С.Женовача (когда-то я их обоих видел в гитисовских «Игроках» П.Фоменко). Репетиции ужасны, своим ужасом они невероятно смешны, невероятно (давно на театре я так много и так вкусно не смеялся)! Но начинающему театральному автору не до смеха, ему хочется плакать, на сцене другой, совсем другой, не его мир, не мир в котором он жил, который его мучил, который он создал.
Но при этом репетиции – прекрасны. Мы видим, как возникает, как изменятся, как вибрирует театральная материя, одну и ту же сцену театр проигрывает помногу раз и каждый вариант по-своему хорош, по-своему прекрасен.
Если роман был сном начинающего автора, то театр становится его кошмаром, но кошмаром, не отпускающим от себя. Этот ужасный и прекрасный театр.
Tags: Булгаков, Женовач, СТИ, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…