Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Красное и чёрное, или В тисках между властью и законом

Уильям Шекспир «Мера за меру» Театр Пушкина, режиссёр Деклан Доннеллан, 2013

Шекспировское
Некоторые шекспироведы, и среди них Дж.Довер Уилсон (John Dover Wilson), считают, что в пьесе «Мера за меру» ощущается рука двух авторов. Если в этой пьесе и есть что-то нешекспировское, то Доннеллан очищает текст от следа постороннего, и ставит свой классический шекспировский спектакль, словно разыгрывая шахматную партию с красными и чёрными фигурами. В его трактовке «Мера за меру» - мрачная трагикомедия, пьеса пересечения шекспировских ранних витальных жизнерадостных комедий и более поздних безысходных страшных трагедий, соответственно, состав персонажей спектакля смешанный: они пришли из комедий (весёлый неунывающий жучок Лючио, сексуальный гигант Помпей, …) и из трагедий (злодей Анджело, жертва-страдалица Изабелла, …).

Ячейки жизни и ячейки власти
На пустой чёрной сцене стоят несколько красных кубов, в течение действия они пару раз повернутся кругом, и окажется, что внутри кубы полые, и сочащиеся ярко алым, в них - люди, они грешат, молятся, ожидают смерти, это такие ячейки жизни, и ячейки власти - из главного центрального куба на торжественную встречу с народом по красной ковровой дорожке торжественно выйдет верховный правитель, Герцог.



Между властью и законом
Спектакль начинается с движения из глубины сцены, из-за красных кубов плотной, словно волна, кучки людей, штатских, в современных костюмах, и служивых, в ментовско-полицейской униформе, эта людская волна пройдёт по сцене и схлынет, застынет с краю, оставив в центре одного, Герцога, который объявит свою волю: «Вся власть - заместителю!»
Эта людская волна будет служить весь спектакль своего рода занавесом между картинами, из неё будут выпадать очередные персонажи и «волна» же, застыв, будет играть роль народа, который безмолвно будет воспринимать очередные инициативы власти и волю новых законов, которые эти власти издают. Это спектакль о людях, зажатых в тиски между законом и властью, и то и другое - непреклонно и неумолимо, как смерть.
Закон издаёт власть, закон необходимо соблюдать, а новый закон регламентирует/запрещает некую/некие форму сексуальных отношений, как раз именно ту форму, в которой ты живёшь, за нарушение - смертная казнь.
Власть: это сухой чинуша-заместитель, словно помолодевший М.А.Суслов, строго требующий соблюдения законов. Менты-полицейские - лишь исполнители, шестерёнки машины власти, строгие законы строго исполняющие.
Подлость власти Заместителя в приложении строгих законов лишь к народу, но не к себе любимому.

Ад прощения
Лишь чудо может спасти народ, зажатый в столь жёстких тисках. И «чудо» происходит, оно приходит из шекспировской комедии, где всё хорошо там, где всё хорошо кончается. Но не здесь. Верховная добрая правильная власть требует дать прощение и сама прощение дарует:
- и уголовнику-убийце Бернардину, он, прощёный, но ещё не протрезвевший, ошалело оглядываясь, пошатываясь и спотыкаясь, бредёт на нас, на зрителей, в зал!, и здесь скрывается, чтобы снова грабить и убивать нас (привет из холодного лета 1953 года, от бериевского прощения-амнистии).
- и коррумпированному преступнику-чиновнику злодею Анджело, бравшего взятки сексом.
Финал: всё заканчивается танцем, в вальсе кружатся две пары: Герцог с Изабеллой и Анджело с Марианной. Всё хорошо. Наши трагические герои, Изабелла и Анджело, погружаются каждый в свой ад. Ад прикосновения и близости нелюбимого человека. И ничего не сделаешь, это решение власти. Музыка играет так весело, так радостно, так безысходно, так безнадёжно.
Tags: Доннеллан, театр, театр Пушкина
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment