Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Рождённые театром

Оказывается были времена, когда про театральных критиков снимали и показывали по телевидению передачи. С помощью машины времени под названием интернет посмотрел телепередачу 2003 года про театрального критика Ю.Юзовского. Потрясён: и фактом существования такой передачи такого редкого жанра, и судьбой критика-космополита, теплотой и благодарностью с которой вспоминали о Юзовском другой критик, его ученик (Б.Поюровский) и режиссёр (Ю.Любимов). А.Баталов своим барханым голосом читал его тексты. Юрий Петрович называет Юзовского редчайшим человеком в нашем театральном мире в смысле остроты восприятия этого мира театра. Про Любимова и его спектакли вдохновенно писали лучшие критические перья второй половины ХХ века (Н.Потапов с его «Сеансом чёрной магии на Таганке» безусловно не в счёт :-), но я не слышал чтоб с такой теплотой и участием про кого-нибудь из критиков он отзывался. И ведь Юзовский успел увидеть лишь один любимовский спектакль, который его … напугал, его страх Ю.П. даже изобразил. Пролистал двухтомник Юзовского - статью про «Доброго человека из Сезуана» не нашёл, может её даже и не было, он был переводчиком этой пьесы.
А сын Юзовского рассказал страшную тайну - оказывается гениальный товстоноговский спектакль «Мещане» поставил Юзовский, он написал статью с анализом этой пьесы Горького, которая представляла собой по сути режиссёрскую экспликацию, а Товстоногов её «просто» перенёс на сцену.
Существует ли сегодня театральная критика, которую пятьдесят лет спустя будет кто-то вспоминать? Сегодня с теплотой я вспоминаю двух критиков, двух своих театральных «учителей» - Виктора Григорьевича Комиссаржевского и Константина Рудницкого. Комиссаржевский вёл на радио передачу «Театр и жизнь», она шла во воскресеньям днём, в ней он увлечённо взахлёб рассказывал про театральные премьеры, в его радиорассказах и статьях была та острота восприятии и любовь к театру, которой мне не хватает в сегодняшней театральной критике. Часто спектакль в его тексте был интереснее, чем реальный, будь то проходные «Летние прогулки» Хейфеца или шедевральный «Первый вариант Вассы Железновой» Васильева. У Рудницкого меня поражала глубина анализа, типологизация явления, объекта театрального мира. Я любил и люблю читать про театр, мои любимые театрльные «писатели» - Марков, Алперс, Бояджиев, Крымова, Зингерман, Бартошевич, Смелянский, Шах-Азизова, Вера Анатольевна Максимова, Леонид Попов, … Вчера листал книжку Натальи Казьминой «Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах». Но моими театральными учителями, открывавшими мне мир театра, остаются два критика - Комиссаржевский и Рудницкий.
Tags: театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…