Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Свой Гамлет

Уильям Шекспир «Elsinore» Новый драматический театр, режиссёр Андрей Прикотенко, 2003

Эльсинор
Средневековый замок Эльсинор – это тёмное, холодное, неуютное пространство, перегороженное массивными, коваными дверьми, которые движутся с грохотом на мощных, ржавых цепях вверх-вниз по вертикали, режиссёр-постановщик А.Прикотенко является, совместно с Н.Дмитриевой, и автором сценографии (или, как указано в программке - пространства) и костюмов. Дверь становится в спектакле главной метафорой, почти такой же, как занавес в «Гамлете» Любимова, олицетворявшим беспощадный Рок, сметавший всё и всех на своём пути.
Эльсинорская Дверь:
– это и препятствие, которое преодолеть не в силах и хрупкий Гамлет, и пылкий Лаэрт, и потому они отчаянно и бессильно бьются в неё, как птица в стену клетки;
– это и барьер, скрывающий нечто непознанное и непонятное;
– это и изгородь, за которой может происходить что-то тайное и грязное, полно в этих дверях окошечек, распахивающихся в самый неожиданный момент, и в них появляются чей-то любопытный глаз или ухо;
– это и надёжная ограда, где человек, может побыть наедине с самим собой, как Клавдий, играющий с игрушечными бумажными ангелами и грезящий об утраченном рае;
– это и укрытие, за которым вместо ковра безуспешно прячется бедняга Полоний, проткнутый спустя всего несколько минут насквозь шпагой, как насекомое в коллекции энтомолога;
– это и ход в тот, потусторонний мир, откуда появляется Призрак отца Гамлета, и куда уходят души убиенных Клавдия, Гертруды и Лаэрта.
Эльсинор – холодный и неуютный мир, за кулисами кто-то из эльсиноцев (рабочий сцены? стражник? слуга?) всё время простужено кашляет, все обитатели Эльсинора кутаются в шкуры, шарфы, курточки и, пытаясь согреться, пьют крепкие напитки, много пьют: пьют спирт стражники, караулящие регулярный приход Призрака, горячий пунш пьют все придворные у трона короля, с грохотом бросая пустые жестяные кружки в бочку, пьют в одиночку, как Гертруда, водку или коньяк из больших стальных фляжек, и тут уже не понятно, что пытаются согреть – озябшее тело, или душу, замерзающую в тумане мрачных предчувствий и подозрений. Холод и неуют Эльсинора происходят не только от сурового климата, зрителю это дают понять сразу же едва раскроется занавес, сквозь клубы северного густого тумана можно будет хорошо рассмотреть плотную фигуру молодого ещё и сильного мужчины, скрюченную на каменном полу, он спит с открытыми глазами, его внутренний голос, его радиоголос заполняет пространство, это Клавдий, звучат мучительные слова из его молитвы: «О лужа, где, барахтаясь, душа, всё глубже вязнет!» Ему не просто плохо, ему мучительно больно и страшно. Постепенно он пробуждается, радиоголос превращается в обычный человеческий, и он, встав, делает руками жест, который изображает футболист, забивший победный гол в решающем матче: «Я встал, чтоб победить!» Ночной морок сомнений сброшен, Король уверен, Король – победитель, Король самоуверен. Эльсинорский Клавдий – это незаживающая и постоянно себя расчёсывающая больная язва этого больного мира, приведшая к его гибели, это – замечательная актёрская работа В.Невинного-младшего.


Гамлет
Хрупкий юноша, с подростковой ещё фигурой, в своём чёрном кожаном костюме принца он похож на рокера, вихры на его макушке по-панковски торчат вверх, он по-подростковому ещё колюч с матерью и с отчимом, ведь взрослые его, как и любого юного юношу – не понимают. Встреча с полураздетым и босым Призраком-отцом, который гонит и хлещет его ремнём, видимо, как когда-то в детстве, приводит его в ужас. Рассказ Призрака о злодеянии Клавдия и предательстве матери – просто раздавливает его. Этот Гамлет не притворяется сумасшедшим, у него просто от подлости близких и ужаса произошедшего и происходящего с ним – «едет крыша». Большая часть монологов Гамлета (пьеса идёт в переводе Б.Пастернака) купирована. «Быть или не быть» превращён в размышление-диалог с Офелией (молчаливый – со стороны Офелии). К финальной сцене Гамлет приходит совсем раздавленным, он выходит на поединок абсолютно голый, он практически невменяем, его колотит крупная дрожь. На словах Клавдия: «Дай соединю вам руки», слуги прыскают смехом – руки Гамлета плотно скрещены ниже пояса, слуга приносит и надевает на него длинную, до колен рубаху, с длиннющими рукавами, похожую на смирительную рубашку. Поединка как такового нет, эльсинорский Лаэрт тоже не хочет драться, оцарапавшись отравленной шпагой, друзья детства, понимают, что умирают, и тут на Гамлета находит какое-то просветление, разум возвращается к нему, он понимает, что зло должно быть уничтожено, он рубит язву этого мира на мелкие куски, отрубая сначала одну кисть, потянувшуюся за оружием, потом другую. Изрубленный Клавдий умирает, растянувшись на троне. Умирая, Гамлет сбрасывает мёртвого Короля на пол, и кидает ему его бумажного ангела, и тот застывает в своей скрюченной, утренней позе, в которой мы застали его просыпающимся. Дальше – тишина. В сгустившемся тумане души Гертруды, Лаэрта, Клавдия по очереди уходят через эльсинорские Двери к месту своего вечного обитания, Гамлет застывает в лучах света на троне.

Elsinore!
Упростила ли версия петербуржца Прикотенко образ Гамлета? Пожалуй – да. Обогатила ли эта версия мир Эльсинора, мир «Гамлета»? Безусловно! Юного худенького беззащитного мальчика, не готового ещё ко встрече с этим больным миром, и раздавленного им – было безумно жаль, и не только мне. На спектаклях Нового театра, расположенного на окраине Москвы, всегда присутствуют группы школьников из этого микрорайона, были они и на «Elsinore», привычно шушукаясь, шурша фантиками, чипсами, пшикая и булькая баночками с пивом. Но когда вышел обнажённый, беззащитный, уже неизлечимо больной и сломленный Гамлет – никто даже не хихикнул, зал затих - Он вышел на подмостки! Аплодисменты были долгими и искренними, школьники, а за ними и почти весь зал – встали и аплодировали стоя, и улюлюкали СВОЕМУ Гамлету.
Tags: НДТ, Прикотенко, Шекспир, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment