Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Паутина человеческих отношений

Кэрил Черчилл «Количество» во МХАТе имени Чехова, режиссёр Михаил Угаров, 2004

Паутина
Спектакль этот, конечно, не о клонах, и не о проблеме клонирования человека. Это – всего лишь художественный приём, помогающий физически ощутить, почувствовать, понять переплетение, паутину человеческих отношений. На сцене – чудный зелёный сад, наполненный звенящими птичьими голосами. В этом волшебном уголке живёт человек по имени Солтер, сюда к нему приходят его сын и две копии его сына. Среди зелёных кустов натянута мелкая прозрачная сетка, герои спектакля не могут проходить через неё, если им нужно пройти на скамейку, стоящую на авансцене, они обходят её сбоку, с пятого ряда сетка смотрится некой мерцающей паутиной. Что это – нечто искусственное в живом зелёном саду, в котором даже есть настоящий листопад? Нет. Это – невидимая, но ощущаемая героями паутина человеческих отношений. Паутина, которую они пытаются распутать и в которой вязнут. Что такое отношения между сыном и отцом? Это любовь и ненависть, это притяжение и отталкивание, это страх и трепет, это радость и ужас, это ... бездна, в которую отец и его сын, и копии его сына, погружаются бесконечно. Плотников – идеальный артист, для отображения этой бездны, бездны человеческой, бездны эгоизма. Сын и его клоны – это разные лики одного и того же человека, разные ракурсы взгляда в человеческую бездну. Виторган оказывается идеальным «зеркалом» для отражения этих разных ликов. Его герои, имеющие одинаковую внешность – абсолютно разные, один неуверенный, заикающийся, безуспешно пытающийся понять себя и отца, понять, охватить мыслью бездну – разве это возможно? Другой зациклен на идее убийства своей копии, на идее своей идентичности, падает в ту же бездну, что и первый, беспрерывно хлопающий звук его зажигалки звучит как нервический пульс, сходящего с ума человека. Этот же звук у третьего звучит совсем по-другому – пусто. В руках спокойного не углубляющегося ни во что, и соответственно, не замечающего бездны и паутины у себя под ногами флегматика, этот щелчок зажигалки звучит пусто, как ничто. И тут возникает ещё одна тема этого спектакля-паутины, тема уникальности человеческой личности. Как бы ни были похожи люди (близнецы, копии, двойники) – каждый из них уникален. Нет среди них похожих. Уникальны самые обычные, самые заурядные люди, уникальны своими пустотами и глубинами, своими комплексами и мыслями, своим эгоизмом и своим ничтожеством.


Миниатюра
Спектакль представляет собой театральную миниатюру, которая начинается сразу, без всякого вступления или предисловия, и также резко, без всякого резюме или заключения, после одного из диалогов заканчивающаяся. Зачем МХАТу нужна эта миниатюра? А зачем в Третьяковской галерее висят огромные во всю стену полотна и рядом маленькие крошечные миниатюры? Почему в «Количестве» нет вступления и заключения? А нужны ли эти архаичные элементы крит- и соцреализма искусству XXI века?
Tags: МХТ, Угаров, Черчилл, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment