Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Русский свет

Николай Лесков «Воительница» в Театре на Покровке, режиссер Василий Фёдоров, 2002

В спектакле два главных героя – Автор и Домна Платоновна, она же – воительница, исследователь и объект исследования, два архетипа русских характеров – наблюдатель и энергичная, деловая, решительная русская женщина , умеющая постоять за себя и свои интересы. Чёрный занавес перегораживает покровскую залу по диагонали пополам, в одной половине – зрители, в другой – мир, в котором уютно устроилась воительница, в углу - кровать с периной и горкой подушек и подушечек, украшенных кружевными наволочками. Как уютно сидится здесь Домне Платоновне на своей кроватке! В другом углу - добротный резной диванчик, «уличный» свет, падающий из окна, освещает этот уютный чистенький мирок. Автор большую часть спектакля находится между зрителями и «квартиркой» Домной Платоновны, и пристально вглядывается в объект своего наблюдения, задаёт ей вопросы, расспрашивает её, вступает с ней в диалог. В исполнении С.Ещенко, Автор очень похож на форумянина Созерцателя, похож и внешним своим обликом и сутью – пристальным, внимательным и слегка отстранённым взглядом на мир, который он наблюдает, вместе с русским философом, он мог бы воскликнуть: «Я вглядываюсь в мир».
Прошу любителей театра на Покровке простить меня за тавтологию, но иначе не могу выразить своё впечатление – В.Светлова играет свою героиню, деловую женщину-дилера XIX века, торгующую кружевами, женщинами и прочими предметами, СВЕТЛО, её воительница – светлый человек, ибо находится она по ту сторону зла, ибо не ведает, что творит, более того, она железно уверена, что творит благо, и искренне удивляется, когда в объекте своего покровительства, в Леканиде (Д.Балюк), не встречает ответной благодарности, и что удивительно – Домна Платоновна совсем не вульгарна, в ней бездна обаяния и энергии. Во втором действии чёрный занавес закроется, а когда откроется, мы поймём, что это был не просто театральный занавес, а штора времени, занавесь преображения – Домна Платоновна и её «мир» предстанут совсем другими. Слоганом деловой воительницы, Домны Платоновны-1, было: «Всё, батюшка, ДЕЛА!» У Домны Платоновны-2 ключевыми словами (они повторяются несколько раз) являются: «…а я всё люблю...» Любовь поражает её как заразная болезнь, она и выглядит осуновшейся, её уютная квартирка становится голой, кружавчики, перинка, подушки – проданы или отданы ЕМУ. Всё – ЕМУ. Про ДП-1 можно было сказать: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», про ДП-2 хочется сказать: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». «Уличный» свет, льющийся из окна, превращается в свет любви, свет доброты, озаряющий Домну Платоновну, в Русский Свет, пронизанная которым, начинает сама излучать наша героиня, а покровский спектакль В.Фёдорова, начинавшийся как комедия, трансформируется в апологию русского человека, в оправдание русского человека: «А я всё люблю» - и этим всё сказано!
Воительница
Tags: Лесков, Покровка, Фёдоров, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment