В этом внешне весьма традиционном спектакле, режиссёр довольно-таки радикально обходится с темой, идеей оперы Леонкавалло – драматическое смешение театра и жизни, проникновение одного в другое. Готовясь к спектаклю, я посмотрел старый итальянский фильм «Смейся, паяц / I pagliacci» (1943) Джузеппе Фатигати об истории создания этой оперы. В фильме взаимосвязь театра и жизни особенно драматизирована.
В спектакле Ю.Александрова всё разделено, в первом акте – серая неприглядная жизнь с её склоками, разборками, и во втором акте – избыточно красочный, раззолоченный мир театра, там, если и происходит какая-либо драма/трагедия – то лишь понарошку, не всерьёз, а по карнавальному условно и театрально, убитые весело вскакивают на ноги и делают поклоны. Театр – это театр, мир красок и праздника. Жизнь – это жизнь, мир будней. Оперу Леонкавалло, с её открытым драматизмом, этот подход, на мой взгляд, не обогащает, а лишь весьма своеобразно иллюстрирует.
