Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Пластилин

«DEREVNI.NET (Сцены из деревенской жизни)» Алтайский театр драмы имени В.Шукшина (г.Барнаул), Режиссёр Роман Феодори, 2010-2011

Пьеса написана методом вербатим самим театром при участии бригады драматургов и кинодокументалистов после их совместной экспедиции в Курьинский район Алтайского края. На сцене – деревенские жители, герои документального спектакля, на экране – видео и фото их прототипов из жизни. Спектакль состоит из коротких сценок, в которых герои рассказывают о себе, о своей жизни, о своих проблемах, о том, чем и как живут, иногда это монологи, иногда – диалоги, например, о вечной русской проблеме «копать или не копать», с фундаментальным выводом – «конечно, не копать». Рассказы ведутся сочным, ярким, простонародным языком, чаще всего с матерком.
Режиссёр перед началом предупредил, что актёры будут держать в руках листочки с текстом, этого требует методология вербатима, поскольку самое главное в документальном спектакле – донести речь персонажа «как есть». Здесь у меня возник первый вопрос – разве участники проекта, проводившие интервью с курьинцами, не понимали, что «как и что» им рассказывают – это не «как есть» в жизни, это ведь – всего лишь презентация, своего рода театр, а «как есть» – это то, что и как человек говорит наедине со своими близкими, сослуживцами и односельчанами, наедине со всеми, а не во время беседы со столичными интервьюерами.
Вопрос номер два о вербатиме возник у меня, когда оказалось, что наиболее интересными в этом документальном спектакле были те эпизоды, где герои на сцене были совсем не похожими на своих фото- и видео- прототипов, а самой интересной была сцена, где место прототипа занял сам персонаж – на экран транслировалась видеокартинка со сцены в режиме онлайн, и персонаж заместил собою прототип, на сцене и на экране был один и тот же герой – неунывающий алтайский казанова. Самым поразительным в этом спектакле были не вербатим-прототипы из жизни, а актёры, они представляли собой какой-то волшебный пластилин, из которого они мгновенно «лепили» самых разных людей – только что он был трактористом-пофигистом, потом вдруг стал деревенским казановой, а затем – армянином фермером, обрабатывающим сотни гектаров курьинской земли. При этом перевоплощении происходило театральное укрупнение героя относительно его прототипа, театр выступает в роли некой линзы, которая позволяет увидеть в обыденном существенное, типическое. В спектакле участвовал и вербатим-человек, рэпер Вова из села Курья, он исполнил пару рэп-речитативов о регионе 22, о родном селе, выглядел он несколько зажатым, скованным, «деревянным», ненастоящим, а потом уступил место «пластилиновому» театральному, настоящему рэперу. Театр – это волшебный пластилин, принимающий формы жизни.
DEREVNI.NET
Tags: Алтайский театр драмы, Феодори, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment