Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Проявитель

Витольд Гомбрович «Принцесса Ивонна» Театр Вахтангова, режиссёр Владимир Мирзоев, 2011

Михряшка
Он появился в нашем классе 1 сентября, его оставили на второй год, причем кажется уже не в первый раз, по сравнению с нами, маленькими шестиклашками, он был огромный, но какой-то ватный, нескладный, безобидный, за толстыми линзами очков медленно двигались циклопические глаза, и весь он был немного заторможенный, пришибленный. С ним можно было делать всё, что угодно. Что мы, весь наш класс, и делали: дразнили его, издевались, обзывались, стреляли в него пульками и шариками из жёваной бумаги, на уроках и переменах, до уроков и после школы, отвешивали ему пендели и тычки, прятали его портфель, или набивали туда какой-нибудь мусор – тряпку или скомканную бумагу, незаметно прикрепляли ему на спину бумажки с надписями типа «Я – дурак Михряшка», подкладывали на его стул кнопки, или пачкали сиденье мелом, и т.п. Называлось всё это веселье – «доводить Михряшку». Временами он не выдерживал и с плачем, с криком и со вскинутыми вверх руками, бросался на нас. Мы со смехом разбегались, это означало – «Мы его довели!». Михряшка – это была кликуха, дразнилка, звали его Миша. Он выдержал в нашем классе лишь три или четыре четверти, потом его перевели в другую школу, кажется в школу коррекции.

Ивонна
Она появляется в королевском дворце случайно, принц вводит её туда в качестве своей невесты как экзотическую игрушку, чтобы похохмить. Она – калека, убогая, блаженная, и почти слепая. С ней можно делать всё что угодно – смеяться над ней, хохмить, обзывать, кричать на неё. Она – безобидна и бессловесна. Она проявляет в людях их тёмную сторону, зло или запрятанное нами куда-то в закоулки наших душ, или наше зло, нами ещё не изведанное. Мы не знаем сами себя, до конца не знаем, пока не встретимся с таким человеком-проявителем. Королевский дворец Мирзоева-Коженковой-Гомбровича – это такое стильное серое пространство, серый мир, сооружение с мутными, и тоже серыми окнами, мир ещё не проявленный. Ивонна проявляет этот серый мутный мир, проявляет его настолько, что уже вскоре её хотят убить все – король, королева, принц, камергер, убить – задушить, отравить, зарезать, зарубить, накормить убогонькую костлявой рыбой, чтоб она, подавившись костью, задохнулась. И ведь не звери же они (и мы!, и я!) все-все – не звери! Но всё-таки звери – там, в глубине, в душе. И её убивают, целенаправленно, по плану. Она и её убийцы, они все вместе, на платформе медленно уплывают вглубь сцены, где исчезает одна из стен серого дворца, а вместо неё проступают контуры храма с большим светящимся витражом в центре – помимо глубин, тьмы и дна человеческого есть высь, свет и небеса, увы, нами в серых буднях не замечаемые.

Принцесса Ивонна
Tags: Вахтангово, Гомбрович, Мирзоев, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments