Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Жизнь как абсурд

Эжен Ионеско «Лысая певица» в Школе-студии МХАТ, 2003

Это – про тебя
Зрители сидят на сцене лицом к залу, перед ними - самая обычная обстановка самой обычной гостиной – стол и вокруг четыре стула. На невидимой стене, образованной плоскостью антрактного занавеса висят портреты-фотографии (это – герои спектакля), в этой же невидимой стене находится дверь, она распахнута в темноту зрительного зала. Гаснет на сцене свет, зажигается в зале, а потом освещаются зрители: там, в зрительном зале, в зелёных креслах сидят Они (актёры) и внимательно смотрят на Нас (зрителей). Пауза. Первый раз в жизни, сидя в зрительском кресле, я почувствовал, что же ощущает актёр на сцене - он ощущает мощный поток зрительского внимания. Зеркально перевернув зрительный зал и сцену, авторы спектакля тем самым говорят: всё, что вы увидите – это не театр абсурда, это жизнь абсурда, это абсурд жизни, это - не про «них», это – про «вас», это - «про тебя». Зрители провожают этот пролог аплодисментами – не сказано ни одного слова, но всем всё понятно. Актёры покидают зрительный зал, появляясь на сцене, превращаются в персонажей - мистер и миссис Смит занимают места за столом. Лицо от автора (Эжен), в пьесе отсутствующее, перекувырнувшись через стол, просит зрителей отключить мобильные телефоны и пейджеры.

Из чего состоит жизнь?
Жизнь – абсурдна, ибо состоит из отдельных абсурдных эпизодов, бессмысленных, рутинных разговоров, которые ведут между собой мистер и миссис Смит, а потом и пришедшие к ним в гости мистер и миссис Мартин, пожарник и служанка Мэри: «… мы носим фамилию смит картошка с салом была очень вкусна а масло в салате было очень свежее хорошее свежее масло лучше плохого масла йогурт полезен для здоровья …» Невероятные истории, которыми они удивляют друг друга ничтожны: ехал в метро человек, который читал газету, или шёл по улице мужчина, потом нагнулся и завязал развязавшийся шнурок. Абсурд и бессмысленность постоянно продуцируются самой фактурой жизни этих людей, жизни ничтожной. Выйти за пределы своей жизни, за границы своего опыта люди не могут, являясь жертвами рутины, конформизма, своего «Я», не способного не только понять, но и видеть «Я-другое». Понять взаимосвязь явлений жизни, причинно-следственную связь – люди не могут, становясь пленниками своих ложных представлений. В заключительных сценах драматург и участники спектакля с помощью маленьких абсурдно-тавтологических скороговорок словно дробят жизнь на малюсенькие абсурдные мгновения – «Я могу купить перочинный ножик своему брату, а ты не можешь купить Ирландию своему дедушке. Sunday, Monday, … и т.д. и т.п.». Эта сцена, исполняемая с невероятной скоростью, демонстрирует филигранное мастерство сценической речи всех артистов, и является уже настоящим элементом обериу-театра, или театра русского авангарда начала XX века.

Анастасия Скорик и другие
Актёры играют своих героев в несколько эксцентричной манере. Немного пережимают в эксцентрике исполнительницы ролей миссис Смит (А.Семёнова) и Мэри (В.Сергачёва), это не их вина – «Лысая певица» является самостоятельной работой студентов 4 курса, и, несмотря на то, что спектакль получился цельным, содержательным, интересным и смешным, некоторая режиссёрская шлифовка пошла бы ему на пользу. Замечательна супружеская пара Мартинов – миссис и мистер Мартин (А.Скорик и А.Воропанов). Удивительно органична в этой агрессивно-фантамасгорической, абсурдисткой среде спектакля А.Скорик – она и эксцентрична и жизненна одновременно.

Финал
Выходит Эжен, сообщает зрителям, что можно включить мобильные телефоны и пейджеры, в этот момент мобильник звонит у него в кармане. Он отвечает: оказывается звонят Олег Павловичу Табакову, сидящему в зрительном зале. О.П. из середины 5-го ряда подхватывает игру – «Здесь я!». Эжен кладёт мобильник на стол – театр окончен, начинается жизнь. Все герои спектакля убегают туда, откуда пришли - в жизнь, в зрительный зал, хаотично передвигаясь между и поверх кресел. Звучит песня «Не думай о мгновеньях свысока … Мгновения … мгновения ... мгновения …» Абсурдные мгновения нашей абсурдной жизни. Можно ли сделать так, чтобы мгновения были не абсурдными, а разумными?

Ионеско о персонажах «Лысой певицы»
Из статьи «Трагедия языка»
«Смиты, Мартины не умеют больше говорить, поскольку они больше не умеют мыслить, а не умеют мыслить потому, что они больше не умеют чувствовать, не имеют больше страстей, они не умеют больше быть, они могут «стать» кем угодно, чем угодно, поскольку, не существуя на самом деле, они суть всего лишь другие, суть мир безличного, они взаимозаменимы: можно поставить Мартина на место Смита и наоборот, - этого даже не заметят. Трагический персонаж не меняется, он разбивается: он это он, он реален. Комический персонаж – это люди, которых не существует».
Tags: Ионеско, Школа-студия, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment